Array
(
)
Обычная версия Размер шрифта Цветовая схема
Новости Анонсы Обзор СМИ Региональные новости
Объединенная пресс-служба
НовостиАнонсыВыступления и интервью руководстваОбзор СМИФотогалереяВидеоОтраслевые СМИ
Всероссийская конференция «Повышение эффективности мер по сохранению водных биоресурсов»Международная конференция по вопросам аквакультуры (рыбоводства)Конференция по вопросам развития аквакультуры в Российской ФедерацииМеждународная конференция «Инновации в области технологий выращивания и кормления рыб в товарном рыбоводстве»Потенциал российской аквакультуры обсудят на «Золотой осени»authorizedПленарное заседание «Глобальный взгляд на рыболовство в Мировом океане: сотрудничество или конкуренция?»Панельная сессия «Прибрежные рыбоперерабатывающие комплексы: от проектов к воплощению»Панельная сессия «Аквакультура: от высоко рискованных инвестиций к стабильному росту»Панельная сессия «Угрозы для состояния водных биоресурсов и инструменты управления биологическими рисками»Панельная сессия «Глобализация рыбной индустрии: тенденции, риски, возможности»Конференция «Новая стратегия развития российской рыбной индустрии»Панельная сессия «Рыбопромысловый флот будущего»Панельная сессия «Негосударственные системы сертификации промыслов»Панельная сессия «Борьба с потерями продовольствия в рыбопромышленном комплексе: подходы и практика, направленные на сокращение потерь продовольствия»
Научно-практическая литератураРыбоохрана РоссииОтрасль в цифрах
Отраслевая деятельность
Система государственного управления водными биоресурсамиМеждународное сотрудничествоЛюбительское и спортивное рыболовствоИнформатизацияВедомственный и внешний контрольРеализация ФЗ от 8 мая 2010 г. №83-ФЗОтчет об исполнении государственного задания ФГБУ
Автоматизированная информационная система трудоустройства выпускников Механизм гос. поддержки обновления флота Баннер ОСМ Международный рыбопромышленный форум 2019

«Седов» и его капитаны

Опубликовано: 13 августа 2020 13:45 Просмотров: 2835 Печать

В конце августа крупнейшее парусное учебное судно мира, российский четырехмачтовый барк «Седов» начнет беспрецедентный переход по Северному морскому пути из Владивостока в Калининград. Менее, чем за три месяца его экипаж преодолеет 8 300 миль. Судно готово к длительному плаванию в северных и арктических водах: техническое состояние, безопасность, снабжение – все в полном порядке.

Магия «Седова» однозначно существует. «Сказать, что у «Седова» хороший характер – ничего не сказать, – говорит парусных дел мастер Игорь Евдокимов, отдавший «Седову» более 40 лет жизни. – Дружелюбный корабль. Он как-то сразу к себе располагает. Потому у нас люди надолго задерживаются». И правда, в экипаже достаточно много моряков, для которых барк уже который десяток лет является родным домом. И это неспроста.

«Седову» повезло с самого начала. Он попал в надежные руки уникального человека и легендарного капитана Петра Сергеевича Митрофанова, который до самого конца жизни вел его, как своего ребенка.

«По кораблю и капитан». Эта морская присказка про «Седов». Именно капитаны барка сделали его легендой современного парусного флота. Благодаря им он сегодня готов к покорению арктических вод. Но некоторые оставили в жизни судна особый след.

mitrofanov smallК примеру, у «Седова» два дня рождения. В первый, 23 марта, корабль был спущен на воду. Во второй, 14 февраля, родился Петр Митрофанов – доблестный капитан, который дважды возвращал к жизни знаменитый четырехмачтовый барк. Именно Пётр Сергеевич, став капитаном парусника в 1948 году, смог убедить начальство, что «Седов» принесет пользу родине в качестве научно-исследовательского судна. Именно он пробивал ремонт на Кронштадтском заводе, во время которого парусное вооружение, стоячий и бегущий такелаж получили свое второе рождение. И благодаря Митрофанову в июне 1952-го «Седов» вышел в первое самостоятельное плавание под флагом ВМФ СССР.

В 1962 году капитана корабля по возрасту уволили из рядов ВМФ в запас. Ему было тогда 47 лет. Перед расставанием команда «Седова» вручила своему командиру памятный адрес. Там, в частности, говорилось: «Если бы корабль умел говорить, он сказал бы огромное спасибо тому, кто вернул ему жизнь. Это сделали Вы. Вы вывели нас на бесконечные морские дороги, научили встречать штормы, владеть парусом и ветром, ходить сквозь густые туманы».

Но судно Пётр Сергеевич не бросил. Второй раз он спас любимца в конце 60-х, когда парусник передали Минрыбхозу. Корабль сразу же поставили на ремонт, а через два года вывели из действующего флота, и опять пошли разговоры про то, что «лучше попилить»: рыбу на нем ловить нельзя, снабжать траулеры в море – неудобно. Благодаря усилиям Митрофанова и поддержавших его энтузиастов, «Седова» удалось вернуть в строй.

Третье рождение «Седова» произошло в июне 1981 года – в год 60-летия барка. Петру Сергеевичу тогда исполнилось 66 лет, за период ремонта он заболел и получил инвалидность. В общей сложности под его контролем «Седов» находился в течение 33 лет, из которых 16 лет Митрофанов лично командовал судном.

На капитанский мостик после Митрофанова и сменившего его Владимира Тимофеевича Роева ступил Алексей Перевозчиков. При нем «Седов» принял участие в регате «Катти Сарк», где занял 1-е место. Были совершены первые многомесячные переходы, в том числе посвященные 400-летию основания Архангельска. Барк приглашали участвовать в регате Колумба, а на его борту впервые появились практиканты-иностранцы. В 1994 году Перевозчиков согласился принять для аудита технического состояния барка немецких корабелов, которым не терпелось проверить качество металла корпуса. Замерили 1 500 точек. Результат потряс всех – за три четверти века износ составил всего 10%! Благодаря Алексею Борисовичу «Седов» стал выходить в море очень часто – стоять судну у причала без дела он не позволял.

mishinev small41 год отдал «Седову» и Виктор Мишенёв, единственный из известных капитанов барка, родившийся вдалеке от моря. С 1974 по 2015 год парусник был для него родным домом. Именно Мишенёв, обладавший исключительным самообладанием, сдержанностью и интеллигентностью, смог, проявив чудеса дипломатии, разрешить конфликт вокруг «Седова» в 2000 году. Тогда судно было арестовано за долги прежнего российского правительства во время визита для участия в шоу во французском порту Брест. Германия была готова выкупить корабль за 50 млн долларов. Но благодаря позиции капитана и адвоката, а также жёстким действиям нового Президента России судно было освобождено.

Оставил след в истории «Седова» и Максим Родионов, капитан барка в 2012-2014 годах, потомственный моряк-подводник. Тринадцать лет жизни он отдал паруснику. На его счету участие в кругосветном плавании в 2012-2013 годах, десятки учебных рейсов в должности капитана, в том числе и исторический Арктический поход в 2010 году. Мыс Горн и мыс Доброй Надежды, Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый океаны – в каких только широтах не стоял Максим Николаевич на ходовом мостике любимого корабля.

nikolin smallВ должности старпома под руководством капитанов Виктора Мишенёва и Максима Родионова на «Седове» работал Виктор Николин. На борт «Седова» он поднялся в 2004 году, а в ноябре 2014 года и сам стал капитаном учебного парусника.

С 2017 года судно ходит под командованием Евгения Ромашкина. До «Седова» он 18 лет отработал на парусном судне «Крузенштерн». Попав на парусник впервые в 1999 году, по собственному признанию, понял, что в отличие от контейнеровозов и газовозов, у таких кораблей есть душа. Профессиональный подход, знание всех тонкостей жизни парусника, абсолютная преданность морю и профессии моряка – в этом весь капитан Ромашкин.

В 2019 году «Седов» в составе учебного парусного флота Росрыболовства вышел кругосветную экспедицию, приуроченную к 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями и к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Первый этап кругосветного плавания «Седова» – от Калининграда до Владивостока – барк провел капитан Евгений Ромашкин.

В экспедицию по Северному морскому пути барк «Седов» поведет капитан-наставник Михаил Новиков, дублером у него будет Виктор Николин. Опыта и знаний этим капитанам не занимать, за плечами у обоих десятки лет работы и наставничества на учебных парусниках. А нам остается только пожелать им удачи и мужества: впервые проходить новыми путями не каждому под силу!

Капитаны «Седова» – плоть от плоти своего корабля и всего русского флота. Негромкий патриотизм, любовь к морю и неизбывный романтизм, уважение к человеку и беспримерное упорство. Это все они. Высокие планки и правильный расчет – лучшие ориентиры для подготовки новых поколений российских моряков. И опыт прохождения «Седова» по Севморпути – лучшая профессиональная школа. Под парусами и российским триколором!

Источник: Объединённая пресс-служба Росрыболовства